Главная / История Святой Земли / История христианства на Святой Земле / Святые, жившие на Святой Земле / Преподобный Феодосий Великий Январь, 24Преподобного Феодосия Великого, общих житий начальника (529)
(11 января по старому стилю) Преподобный Феодосий ВеликийПреподобный Феодосий Великий жил в V-VI вв. и был основоположником общежительных монастырей. Он родился в Каппадокии от благочестивых родителей. Обладая прекрасным голосом, он усердно трудился в церковном чтении и пении. Преподобный Феодосий горячо молился, чтобы Господь наставил его на путь спасения. В юные годы он посетил Святую Землю и виделся с преподобным Симеоном Столпником (459; память 1 сентября), который благословил его и предсказал ему будущее пастырское служение. Стремясь к отшельнической жизни, святой Феодосий поселился в Палестине в пустынной пещере, в которой, по преданию, ночевали три волхва, пришедшие поклониться Родившемуся Спасителю мира. В ней он прожил 30 лет в великом воздержании и непрестанной молитве. К подвижнику постепенно начали стекаться желавшие жить под его руководством. Когда пещера уже не вмещала собравшихся иноков, преподобный Феодосий стал молиться, чтобы Господь Сам указал место для обители. Взяв с собой кадило с холодными углями, преподобный пошел по пустыне. На одном месте внезапно угли разгорелись и воскурился фимиам. Тут преподобный и основал первый общежительный монастырь, или Лавру, по уставу святителя Василия Великого (379; память 1 января). Скоро Лавра преподобного Феодосия сделалась знаменитой, и в ней собралось до 700 иноков. По завету преподобного Феодосия, Лавра выполняла служение ближним, оказывая помощь всем бедным и давая приют странникам.
Преподобный Феодосий был необыкновенно милостив. Однажды, когда в Палестине случился голод и к монастырю собралось множество людей, преподобный приказал всех пустить в ограду. Ученики смутились, зная, что монастырь не имеет возможности насытить всех пришедших. Но когда вошли в хлебопекарню, то увидали, что она, по молитвам аввы, наполнена хлебами. И такое чудо повторялось всякий раз, когда преподобный Феодосий хотел помочь бедствующим. В монастыре преподобный устроил странноприимные дома, отдельные больницы для иноков и мирян, а также убежища для престарелых. Ввиду того, что в Лавре собрались люди из разных стран, преподобный устроил Богослужение на разных языках - греческом, грузинском и армянском. Для приобщения Святых Таин все собирались в большую церковь, где Богослужение совершалось на греческом языке. Во время правления Константинопольского императора Анастасия (491-518) возникла ересь Евтихия и Севера, не признававших ни таинств, ни священства. Император примкнул к лжеучению, и православные начали терпеть гонения. Преподобный Феодосий твердо встал на защиту Православия и написал от лица пустынников послание императору, где обличал его и опровергал все бывшие и осужденные Вселенскими Соборами ереси. Он подтвердил, что пустынножители и иноки будут твердо держаться Православного исповедания. Император смирился на недолгое время, а потом возобновил гонение на православных. Святой старец тогда проявил великую ревность за истину. Он, оставив обитель, пришел в Иерусалим и в Великой церкви, став на возвышении, возгласил во всеуслышание: "Кто не почитает четыре Вселенских Собора, да будет анафема". За этот смелый поступок преподобный был сослан в заточение, но скоро возвратился после смерти императора. Преподобный Феодосий при жизни совершал много исцелений и других чудес, приходя на помощь бедствующим. Однажды он молитвой погубил саранчу, опустошавшую поля в Палестине; по его предстательству воины сохранялись от гибели, спасались погибающие в кораблекрушениях и заблудившиеся в пустынях. Однажды преподобный велел ударить в било, чтобы братия собрались на молитву, и сказал: "Гнев Божий надвигается на восточную страну". Через несколько дней стало известно, что сильное землетрясение разрушило город Антиохию в тот час, когда преподобный призвал иноков на молитву. Перед своей кончиной преподобный Феодосий призвал к себе трех любимых епископов и открыл им, что скоро отойдет ко Господу. Через три дня он скончался в возрасте 105-ти лет, в 529 году. Тело святого было с честью погребено в пещере, в которой он жил в начале своего подвига. Сайт "Воронеж"
ФЕОДОСИЙ
(530 г.)
Город Иерусалим. с 6 вратами большими, без калитки, там есть врата Вениаминовы, выходящие к Иордану и отстоящие от Иерихона на 18 миль, а оттуда до Иopдана 7миль. От, Иерихона до Галгал один милиарий; там, находится поле Господне, на котором Господь Иисус Хриртос провел собственноручно одну борозду; там двенадцать камней, которые взяли сыны Израилевы из Иордана. От Иерихона до источника Елисея 2 мили; там был дом блудницы Раавы, которая приняла соглядатаев.
Также от Иерусалима до Вифсаиды 12 миль, в каковой Вифсаиде видел Иаков во сне, ангелов, восходящих и нисходящих с неба. От Вифсаиды до Самарии, которая, теперь зовется Неаполь, 18 миль, там есть кладязь, устроенный Иаковом; там кости святого Иосифа. От Самарии до Севастии 7 миль, где обезглавлен святый Иоанн. От Севастии до Скифополя 30 миль; там претерпел мучение святый Василий. От Скифополя до моря Тивериадского 24 мили; по нему пешешествовал Господь Иисус Христос. От Тивериады до Магдалы, где родилась святая Мария, 2 мили. От Магдалы до Седми Источников, где Господь Христос крестил апостолов, 2 мили; там же он насытил народ пятью хлебами и двумя рыбами. От Семи Источников до Капернаума, 2 мили. От Капернаума до Вифсаиды 6 миль; там родились апостолы Петр, Андрей, Филипп и сыны. Зеведеевы. От Вифсаиды до Панеады 60 миль, оттуда вытекает Иордан из двух мест Иор и Дан. (Оба эти потока) огибают Панеаду и под городом ровно сливаются, и оттуда (река) получает название Иордана. Оттуда была жена, которую Господь Христос избавил от тока крови, имя этой жены Мароза; там находится статуя Господа из электра, в церкви, построенной этой Марозой. Там берет начало гора Ливан.
От врат Пирга до того места, где боролся Давид с Голиафом на горе Буцана, что толкуется светильник, 15 миль. От Буцаны до Елевферополя 15 миль. От Елевферополя до места, где покоится святый Захария, шесть миль, а от этого места до Аскалона 20 миль. От Аскалона до Газы 12 миль. Между Аскалоном и Газой два города: Анефдон и Майома. От Газы до Рафии 24 мили. От Рафии до Ветулии, где умер Олоферн, 12 миль.
От Иерусалима до Силона, где был кивот завета Господня, 9 миль. От Силона до Еммауса, который теперь зовется Никополем, 9 миль, в каковом Еммаусе святый Клеопа познал (Господа в преломлении, хлеба; тут он и претерпел мучение. От Еммауса до Диосполя 12 миль, где претерпел мучение святый Георгий; там находится и его тело, и совершаются многие чудеса. От Диосполя до Иоппы 12 миль; здесь святый Петр воскресил святую Тавифу, тут и кит изблевал святого Иону. От Иоппы до Кесарии Палестинской 80 миль; тут был крещен святый Корнилий святым Петром и претерпел мучение. От Кесарии до Диокесарии 30 миль; оттуда был Симон волхв. От Диокесарии до Каны Галилейской б миль. От Диокесарии до Назарета 5 миль. От Назарета до Табури 7 миль; тут Господь явился апостолам по воскресении.
От Иерусалима до того места; где крестил святый Филипп евнуха, 16 миль. Оттуда, до Теревинфа, что зовется дубом Мамврийским, 2 мили. От Теревинфа до сугубой пещеры, где покоятся патриархи, 4 мили. От сугубой пещеры до Хеврона 2 мили; там жил святый Давид семь лет, когда бежал перед Саулом.
От Иерусалима до Рамафы, где покоится Самуил, б миль. От Иерусалима до того места, где жила святая Елисавефа, мать святого Иоанна Крестителя б миль. От Иерусалима до Анафофа, где родился святый, пророк Иеремия, и где покоится, 6 миль. От Иерусалима до Вифании 2 мили, где Господь Христос воскресил Лазаря. От Иерусалима до горы Масличной, как пишется семь стадий, один милиарий; оттуда Господь вознесся на небо, тут выстроены церкви числом. 24. От горы Масличной до села Ермиппа, где спал Авдимелех под деревом смоковницы 4б лет, один милиарий; тот Авдимелех был ученик святого Иеремии, там был пророк Варух.
В городе Иерусалиме, у гроба Господня есть место Кальварии, где Авраам принес сына своего во всесожжение, и так как гора скалистая, то на этой горе, т.е. у подошвы этой горы соорудил Авраам жертвенник, над жертвенником возвышается гора, на каковую гору восходят по ступеням: там был распят Господь. От гроба Господня до места Кальварии шагов числом 15; они находятся под одною кровлей. От места Кальварии до Голгофы 15 шагов, где обретен крест Господень. От Голгофы до святого Сиона шагов числом 200; Сион есть мать всем церквам, и его основал Господь наш Христос с апостолами; это был дом святого Марка евангелиста. От святого Сиона до дома Каиафы, что ныне церковь святого Петра, приблизительно шагов 50. От дома Каиафы до претория Пилатова приблизительно шагов числом 100; там церковь святой Софии; возле был ввержен в ров святый Иеремия; столб, бывший в доме, Каиафы, у которого бичевали Господа Христа, теперь стоит в святом Сионе; по повелению Господа этот столб последовал и, как Он обнимал его во время, бичевания, так, как на воск, остались Его руки, ладони и пальцы, точно также, как на воск, отпечатлелись весь Его лик, подбородок, нос и глаза. Святый Стефан был побить камнями за вратами Галилейским и, где находится его церковь, построенная госпожою Евдокией, супругою императора Феодосия. Купель Силоамская от места, где был ввержен в ров пророк Иеремия, отстоит на 100 шагов, и эта купель в пределах стены. От дома Пилата до Овчей купели приблезительно шагов числом, 100; тут Господь Христос исцелил расслабленного, одр которого находится там и поныне. Возле Овчей купели, ость также церковь Владычицы Марии. Святый Иаков, которого Господь своею рукою поставил во епископа, после вознесения Господня, низвережен был с зубцов храма и остался невредим, но один белильщик убил его рычагом, на котором обыкновенно носил вещи; он погребен на горе Масличной. Сам святый Иаков и святый Захария и святый Симеон положены в одной гробнице, которую гробницу соорудил сам святый Иаков, положил там их тела и заповедал положить себя вместе с ними. Там есть долина Иосафатова, где Иуда предал Господа; там есть церковь Владычицы Марии, матери Господа; там Господь омыл ноги ученикам, там и сотворил вечерю; есть там четыре ложа, на, которых возлежал Господь среди апостолов; на каждом из них помещается по три человека; ныне некоторые из благочестия, придя туда, находят удовольствие съедать там свои запасы, за исключением мяса, и возжигают свещники там, где сам Господь омыл ноги апостолам, потому что это место в пещере, и туда спускаются теперь 200 монахов. От зубцов храма внизу есть монастырь о непорочных, и когда кто-либо из них преставится от мира, то погребается там, внутри монастыря, и с того времени, как они вступают в него, в течение всей своей жизни не выходят оттуда; и если какая-нибудь из монахинь или какая-либо кающаяся пожелает обратиться туда, то только ей открываются двери, ибо они постоянно заперты и пища им подается через стены, воду же они имеют там, в цистернах.
[От конца пределов Иерусалима до Вифлеема, что толкуется дом хлеба, где был Ирод царь, 6 милиариев].
Также город Херсон, что у моря Понта; там претерпел мучение святый Климент; гробница его в море, где было брошено его тело, этому святому Клименту был привязан на шею якорь, и теперь в день его памяти все народ и священники, садятся в ладьи, и когда приплывают, туда, море высушивает 6 миль, и на месте, где находится гробница, раскидываются шатры и сооружается алтарь, и в течение восьми дней служатся там литургии, и Господь совершает там много чудес; там изгоняются бесы, и если кто из одержимых получит возможность, прикоснуться, к якорю, и прикоснется, то тотчас исцеляется. От Херсона до Синопы, где святый Андрей освободил из темницы святого евангелиста Матфея; эта Синопа в то время называлась Мирмикионом и все, жившие там люди, пожирали своих равных, а теперь там такая сострадательность, что жители сидят по улицам для принятия чужестранцев; оттуда уже начинается Армения.
Также в Египте есть город Мемфис, где пребывал Фараон и где был посажен в темницу Иосиф; там находятся два монастыря один Вандальской веры, другой Римской: Вандальской святого Иеремии, Римской святого Апполония пустынника.
Также Кесария Каппадокии, где почивает святый Маммес пустынник и мученик, доивший диких зверей и делавший сыры, и святый мученик Меркурий. В этой провинции есть город Севастия, где мученики числом 40; этот город в провинции Каппадокии. Город Гангры, где почивает святый мученик Каллиник; этот город в провинции Галатии. Город Евхаиты, где почивает святый мученик Феодор; этот город в провинции Галатии. Город Анкира, что в провинции Галатии, где почивает святый мученик Платон. Из горы Армении вытекают две реки Тигр и Евфрат, и Тигр орошает земли Ассириян, а Евфрат орошает земли Месопотамии, а. Фисон орошает всю землю Эфиопии и тянется до Египта. Геон орошает землю Евилаф и протекает возле Иерусалима.
С горы Масличной Господь вознемсяс на небо и там вблизи есть пещера, называемая Мази, что; значит учеников; там отдыхал Господь, когда учил в Иерусалиме. [Там возлежал на персях Господа святый евангелист Иоанн]. Поле Господне, находящееся в Галгалах, орошается из источника Елисея и приносит приблизительно шесть модиев; половина этого поля вспахивается в Августе месяце и поспевает к Пасхе, и от него приобщаются на Тайной вечери и на Пасхе; затем, когда соберется этот посев, вспахивается и другая половина и поспевает к другой жатве; там есть лоза, которую насадил Господь; эта лоза в Пятидесятницу дает плод, от которого причащаются, как от плодов полевых, так и от лозы своевременно посылается в Константинополь. Город Ливиада, по ту сторону Иордана, отстоит от Иерихона на 12 миль; в этой Ливиаде Моисей поразил жезлом камень и потекли воды; оттуда выходит большой поток, орошающий всю Ливиаду; там растет большой финик Николаев, там и Моисей проступил от века сего, и там есть горячие источники, в которых купался Моисей, и в этих горячих источниках исцеляются прокаженные. На том месте, где крестился Господь, находится мраморный столб, а на этом столбе водружен железный крест; там есть и церковь святого Иоанна, Крестителя, которую соорудил император Анастасий; эта церковь выстроена высоко, над большими сводами, по причине, разлития Иордана; в этой церкви находятся монахи, и эти монахи получают от фиска ежегодно по шести солидов содержания. Там, где крестился Господь, по ту сторону Иордана, есть небольшая гора, называемая Армон, [гора Фавор в Галилее], где восхищен святый Илия. Гробница святого Елисея находится там, где он благословил этот источник, и над этой гробницей выстроена церковь. От того места, где крестился Господь, до впадения Иордана в Мертвое море, 5 миль. И это Мертвое море, где поглощены водою Содом и Гоморра и три другие города; эти пять городов были возле Мертвого моря; там стоит жена Лота, сделавшаяся соляным изображением, и, как нарастает луна, растет, и как убывает луна, уменьшается и она.
На горе Масличной Господь возлег плещми на камень и они отпечатлелись на этом камне, как на мягком воске; это место, зовется Авкон; тут выстроена церковь и там, близ нее, есть церковь, в которой почивает святая Фекла; и это место зовется Виффагия. Оттуда приведено жребя осле, на которое воссел Господь когда вошел в Иерусалим чрез врата Вениаминовы.
. . . где читается: что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять; горы, яко взыгралися яко овни, и холми, яко агнца овчии». . . . где вокруг Иордана т.е. находится много холмов, и когда Господь снизошел к крещению, эти горы в ликовании двигались перед Ним, и теперь кажутся как бы пляшущими.
Сарапта Сидонская, как писано, находится в Финикии + второй Сирии, возле горы Кармила. От Сарапты до Сидона 12 миль, и названа Сарапта Сидонская потому, что в то время Сидон был митрополия Сарапты, а, теперь сама Сарапта есть митрополия; сюда был послан святый Илия к той вдове, которая его кормила, и он воскресил сына ее; тут есть церковь святого Илии, ибо женщина не зовется по имени, а только вдовою. Про Лазаря, которого воскресил Господь, известно, что он был воскрешен, но о вторичной смерти его никто не знает: это произошло в Вифании, на втором милиарии от Иерусалима, и в день воскрешения святого Лазаря, в воскресение перед Пасхой, в этом месте собирается весь народ и служатся литургии.
В Аравии находятся тринадцать городов, разрушенных Иисусом Навином, в которых пребывали Аморреи, Гергесеи и Фересеи, а именно: + Винкта + Волумта, Медева, + Мусика, Филадельфия, Гераса, + Генара, Востра, Дамаск, Гадара, Авила, Капитолиада, Астра.
Там, где Иерусалим, зовется провинция Палестина, земля Ханаанская, затем Галилея, затем Сирия, затем Месопотамия, влево Армения первая и вторая Армения и Персармения, и эти Армении под Императором.
В провинции Азии есть город Ефес, где почивают семь спящих братьев и у ног их лежит собака Вирикан; имена их: Ахиллид, Диомед, Евгений, Стефан, Проватий, Савватий и Квириак, мать их по-гречески зовется Каратина, по-латыни Феликита; тут почивает святый Тимофей, ученик святого Павла.
Возле горы Синая, город + Инфра; тут святый Моисей сражался с Амаликом. От Иерусалима до Елусы три станции, от + Глутиариналии 7 станций; ее выстроил Александр Великий Македонский. От нее до горы Синая 8 станций, если захочешь ехать кратчайшим путем по пустыни, если же через Египет, то 25 станций.
Урвикий назывался препозит империи; он был препозитом при седми императорах, полагал венцы на головы императоров и слагал с их голов и наказы вал их. На третьем милиарии от города Иерусалима есть место, где Владычица Мария, мать Господа, когда шла в Вифлеем, сошла с ослицы, села на камень и благословила его. Этот препозит Урвикий вырубил этот камень и сделал его квадратным, на подобие престола, желая отправить его в Константинополь; и когда его привезли к вратам святого Стефана, то далее двинуть его было невозможно, а тащила его пара быков; и когда увидели, что ни коим образом нельзя двинуть его вперед возвратили его к гробу Господню, и там из этого камня устроен престол, и на этом престоле приобщаются; однако он поставлен позади гроба Господня. Этот Урвикий препозит умер в Константинополе при императоре Анастасии, и его погребли, но этого Урвикия не приняла земля и в третей раз могила извергла его из себя.
Анастасий император выстроил в провинции Mecопотамии город, и этот город, зовущийся Дары, имеет в длину 3 мили, ради персов; когда они приходили для грабежа в императорскую провинцию, они там становились лагерем, ибо нигде, кроме этого места, не обретается воды; в этом городе вытекает река, и в начале города скрывается под землею, так как эта река вся окружена стеною. Город Мелитене находится, в Персармении, и это есть главный город, другой город Арависс, другой Кокусс, другой Германикия. В Персиде, где покоится тело святого Даниила, есть город, называемый Сузами; оттуда до Вавилонии 30 миль, и там почивают три отрока; в этом городе нет людских жилищ по причине змей и иппокентавров; это сказывал диакон Евдокий, уроженец провинции.
Обретение святого креста, когда он обретен Еленою, матерью Константина, в 17-й день октябрьских календ, и в течении семи дней в Иерусалиме там, у гроба Господня, служатся обедни и показывается крест.
В провинции Киликии есть город, называемый Эги, где 40 дней происходит торговля и никто не взыскивает ничего с торговцев; если же кого застанут торгующим после 40, дней, тот должен заплатить налог в фиск. В провинции Киликии город Тарс, откуда был Аполлоний, От Тарса до города Аданы 30 миль. От Аданы до Масисты – 30. От Масисты до + Анаста… до Эг – 60. От Эг до Александрии Паршивой – 60. От Александрии Паршивой до Антиохии – 60. От Антиохии до Квира, где почивают святые Косма и Дамиан, которые там и умерщвлены – 60. От Квира до Барбарисса, где умерщвлены святые Сергий и Вакх – 60 миль. От Барбарисса до Иераполя... до Каллиника 80 миль. От Каллиника до Константины 60 миль. От Константины до Едессы – 80, где пребывал царь Авгарь, писавший Господу Христу. От Едессы до Дар – 120. От Дар до Амиды – 80, что на границе Персов. От Амиды до Рамузы – 18.
|
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |