Главная / Духовная колыбель. Религиозная философия / Феномен русской религиозной философии / Философия В. С. Соловьёва / Церковь и церковность в интерпретации В. С. Соловьёва. Н. Г. Келеберда Церковь и церковность в интерпретации В. С. Соловьёва
Учение о Церкви В.С. Соловьёв преломляет в антропологическую парадигму. Идея Богочеловечества есть идея духовного человечества, перерождающегося в Царство Божие, реализация которого в условиях земной жизни возможна только во взаимодействии Церкви и государства (теократия). При этом Богочеловечество не индивидуально, а социально. В. Соловьёв описывает идею «Царства Божия как полноту человеческой жизни не только индивидуальной, но и социальной, и политической, воссоединяемой через Христа с полнотой Божества» [1]. В отличие от, скажем, А.С. Хомякова, полагавшего, что люди, входящие в Церковь, являют множественность образа Божия во множестве человеческих личностей [2], В. Соловьёв считал, что Церковь, хотя и состоит из людей, но не в людях находится. Церковь не есть совершенное, но становящееся богочеловечество, находящееся в процессе становления. Церковь исполнится в людях, когда наша жизнь придет в соответствие с жизнью божественной. Тогда наступит Царство Божие на земле. Такая идея цельной жизни есть ни что иное, как идея прогресса. Царство Божие мыслится философом не как благодатное преображение мира в синергическом взаимодействии Божественной благодати и человеческих усилий, а как достижение окончательной фазы исторического развития [3].
Разумеется, такая концепция, оторванная от святоотеческой традиции, была изначально неприемлема для православного сознания. Соловьёв акцентировал в церковности социальный и политический моменты: идея богочеловечества не столько личного, сколько общественного. Словом, традиционное церковное понимание Царства Божия было дополнено светскими социологическими идеями.
Значение Соловьёва заключается в том, что на фоне всеобщего обращения к религиозным истокам в русской мысли он приоткрыл интеллектуальной элите неизвестный ей мир русской святости. Он одним из первых выдвинул идею христианской культуры, приобщив секулярному мышлению содержание христианской веры.
Личность Соловьёва — символическая. Из Соловьёва вышел Н. Бердяев со своей спекулятивной мистикой вместо исторического христианства; о. Павел Флоренский и о. Сергий Булгаков со своей софиологией «без Христа», по замечанию о. Г. Флоровского [4], Е.Н. Трубецкой со своими смысложизненными интересами. Он оказал сильное влияние на искусство «серебряного века».
Вместе с тем религиозное содержание, на которое опирался В. Соловьёв, не совпадает с цельностью православного опыта. У него не было «литургической чуткости» [5]. За пределами его интересов остались специфические особенности православной духовности: уникальность личных отношений с Богом каждого человека и особые законы этих отношений.
Н. Г. Келеберда
Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве В.С. Соловьёва. Материалы международной конференции 14-15 февраля 2003 г.
Серия “Symposium”, выпуск 32.
СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.205-206
Примечания [1] В.С. Соловьёв. О подделках // Вопросы философии и психологии, 1891.
[2] А.С. Хомяков. Церковь одна // Сочинения богословские, СПб, 1995. [3] В.С. Соловьёв. Чтения о богочеловечестве // Сочинения, М., 1994. [4] Георгий Флоровский, протоиерей. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. [5] Там же. Источник Антропология |
© 2005 – 2014 Православный паломнический центр «Россия в красках» в Иерусалиме Копирование материалов сайта разрешено только для некоммерческого использования с указанием активной ссылки на конкретную страницу. В остальных случаях необходимо письменное разрешение редакции: palomnic2@gmail.com |